ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА "ОТКРЫТАЯ БИБЛИОТЕКА". ---------------------------------------------------------------------- Глобальная сеть Интернет стала фактически мировым стандартом для создания виртуальных информационных пространств. На серверах сети накоплено огромное количество информации, практически по всем областям знаний. Взрывообразное увеличение ресурсов сети постоянно усложняет проблему поиска требуемой информации. Сортировка и отбор документов занимает много времени и требует хорошего знания возможностей сетевых поисковиков. Это связано с отсутствием общей системы каталогизации, разнородностью форм представления информации, отсутствием взаимосвязи каталогов поисковиков и рядом других причин. Для облегчения размещения, поиска и предоставления документов создаются Электронные Библиотеки функционального назначения (коллекции документов) и Открытые Библиотеки: многофункциональные программные комплексы, осуществляющие сбор, систематизацию, каталогизацию, поиск и выдачу требуемых документов. Кроме этого они могут предоставлять сведения о наличии документа, местоположении, кратком содержании, а также выполнять ряд других функций, которые присущи библиотечным системам. В настоящее время в сети функционирует множество таких библиотек. Каждая из них уникальна (по архитектуре и возможностям) и обеспечивает свой уровень сервиса для пользователей. Например, Иститут Математики Национальной Академии Наук Белоруси ведет "Математическую библиотеку ON-LINE" (http://im.bas-net.by:8101/mathlib/ru/), в которой информация систематизирована по авторам, отделам (организациям) и классификатору AMS. Система имеет внутренний поисковик и допускает развитие системы пользователями, путем публикации материалов в систематизированных разделах. Недостаток: нет возможности провести систематизацию по другим библиотечным классификаторам, например ББК (УДК) или по другим признакам (нет системы сортировки информации). Кроме этого библиотека не имеет взаимосвязи с каталогами и документами других библиотек и поэтому сбор и каталогизация математических ресурсов сети через эту библиотеку осуществить невозможно. Аналогично построена широко известная многофункциональная библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/) и ряд других библиотек. Их основной недостаток: нет взаимосвязи ресурсов, в лучшем случае они дают ссылку на каталоги других библиотек, но не на их ресурсы. Другой подход к проблеме каталогизации и поиска информации предложила Российская Государственная Библиотека в проекте "Создание систематического каталога российских ресурсов Интернет" (http://www.rsl.ru/dc/). За основу был взят международный стандарт DC и авторам документов рекомендовано включать в свои HTML-страницы DC-метаданные (15 полей с HTML-тегами), которые представляют собой расширенный электронный аналог знакомой нам аннатированной карточки документа. Такой подход обеспечивает возможность системным поисковикам находить и выбирать эти документы, используя систематизированную информацию DC полей. Недостаток такого подхода: отсутствие автоматизации процесса (автор может не включить или включить неправильно DC поля), каталогизированы будут только специально подготовленные к этому HTML-страницы и при этом не предусмотрена взаимосвязь документов. Для обеспечения взаимосвязи и создания общего каталога в настоящее время создаются корпаративные библиотечные системы. Они должны обеспечить "сквозной" поиск запрашиваемых документов в общем информационном пространстве. Одним из примеров такого объединения является Российская сеть библиотек в Интернете (проект ЛИБНЕТ) http://www.scsml.rssi.ru/listrus.html. Проект должен объединить ресурсы (каталоги) библиотек, входящих в сеть ЛИБНЕТ и обеспечить возможность нахождения требуемых документов через общую систему поиска. Недостаток: пространство поиска будет ограничено библиотеками ЛИБНЕТ, а остальной Российский Интернет останется "неохваченным", кроме этого в системе предусмотрена взаимосвязь каталогов, но нет возможности обеспечить взаимосвязь информации на уровне документов (файлов). Из выше приведенного ясно, что на серверах России скопилось много ценной, в том числе библио-методической и научной информации, но недостаточно проработана система каталогизации и систематизации знаний. Каждая из разрабатываемые библиотечных систем имеет свои плюсы и минусы, но ни одна не учитывает всех требований настоящего времени. Концепция системной интеграции информационных технологий (ИТ) в высшей школе предусматривает сосуществование, взаимосвязь и взаимовлияние популяций ИТ. Согласно пяти законом библиотековедения, сформулированных Ш.Р.Ранганатаном, необходимо: (1) содействовать использованию специалистами рождающихся микромыслей, (2) целенаправленно, (3) исчерпывающе, (4) быстро, (5) несмотря на непрерывно возрастающее количество... Для максимально-полного выполнения этих законов было принято решение разработать информационно-справочную систему (ИСС) "Открытая Библиотека", которая должна использовать все "плюсы" вышеприведенных технологий, учесть и устранить их недостатки и постараться выполнить все требования концепции системной интеграции ИТ. Цель проекта: повысить качество и разнообразие библиотечно-информационных услуг, за счет создания удобного интерфейса, прикладного программного обеспечения и необходимого сервиса. Разработать систему взаимосвязи электронных каталогов библиотек и документов, хранящихся на серверах сети Интернет, обеспечить автоматизированный поиск и выборку, запрашиваемых пользователями документов (если они имеются на серверах сети Интернет) или предоставление сведения о месте хранения требуемого документа. Предлагаемая концепция создания ИСС, должна объединить функции сетевого поисковика, библиотечного каталогизатора и систематизатора информации и предоставить необходимый уровень сервиса для пользователей ИСС. Стpуктуpа разрабатываемой системы иеpаpхическая, модульная. Исполняемые файлы включаются в систему в качестве надстpойки к базам данных и знаний (электронным библиотекам) фоpмиpуемым с помощью информационно-поисковой системы (ИПС). ИСС "Открытая Библиотека" состоит из трех взаимосвязанных комплексов: 1. Информационная база знаний (ИБЗ) - двух уровневая система сбора информации, в которой каждый абонент, получает определенный уровень "компетенции" - возможность изменять или добавлять информацию в систему. Он определяется при регистрации в зависимости от уровня профессиональных знаний по данной проблеме: пользователь, абонент, эксперт или администратор системы. - Пользователь: ищет, переносит на свой компьютер требуемую ему информацию, участвует в обсуждениях проблем через "залы" и "форумы" электронных конференций. - Абонент может добавлять информацию (аннотированные карточки или полнотекстовые документы) в уже созданные разделы ИБЗ. - Эксперт создает собственные разделы оглавления, систематизирует каталог, заносит в него свои данные или добавляет свои полнотекстовые файлы в уже созданные разделы ИБЗ. - Администратор создает новые "залы" и "форумы" электронных конференций, ведет систему - уточняет и исправляет внутренюю систематизацию и обеспечивает связь информации с поисковиками сети Интернет. Систематизация информации основана на знаниях проблемы экспертами. Они решают какие разделы необходимо сформировать, для лучшей систематизации и каталогизации информации, а также создают интерактивные "надстройки" над системой для обеспечения функций, которые необходимы для формирования "Открытой Библиотеки". Поиск информации пользователи осуществляют по оглавлению разделов или с помощью внутреннего поисковика. Подключаемые к ИБЗ файлы могут быть любого формата и кодировки (текст, гипертекст, графика, базы данных и т.д.). Такой подход облегчает Интернет-публикацию для всех "узких" специалистов, не владеющих достаточными навыками создания HTML- страниц. Им не надо заботиться о перекодировке и о других проблемах, которые возникают при взаимодействии с интерфейсами различных браузеров. Предложенный подход к формированию интерфейса часто используется в современных поисковиках и Интернет-библиотеках, отличительное особенность нашего варианта: открытость системы для экспертов и "надстроек". Более подробную информацию смотри: http://www.math.rsu.ru/cgi-bin/ikb/chapters.ru?fcode=40&cfcode=518&sort=2 2. Электронная библиотека (ЭБ) - трех уровневая система: - ОГЛАВЛЕНИЕ; - АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ; - ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ. Информация систематизируется в соответствии с классификатором ББК (УДК) или любому другому, например по AMS. Разделы создают и ведут эксперты и администратор по заявкам абонентов. Абоненты системы выбирают раздел, в котором вначале создают аннотированные карточки своих документов, а затем подсоединяют к ним файлы. В качестве аннотированной карточки документа может быть использован набор из 15 полей DC-метаданных или международный стандарт RUSMARC (стандарт коммуникативного обмена данных) или любой другой набор полей. Разработчики пришли к выводу, что на первом этапе целесообразно использовать набор полей стандартной аннотированной карточки обычных библиотек, к которому привыкли библиотечные работники и ученые, а для связи с каталогами других библиотечных систем создать программные конверторы. При такой структуре ЭБ полнотекстные документы (файлы) могут находиться на любом сервере. Если они находятся на клиентской части (на собственном компьютере абонента), то система поможет переслать его на сервер ИСС, а затем даст возможность подключить его к аннотированной карточке. Аннотированная карточка может присутствовать в нескольких каталогах, а любой файл можно подключать к бесчисленному числу аннотированных карточек (для обеспечения возможности взаимосвязи каталогов и документов). Такой подход удобен тем, что снижает загрузку траффика сайтов и нет необходимости дублировать информацию на разных сайтах, можно сделать ссылку на документ, подключив его к разным аннотированным карточкам или включить его в картотеки различных библиотек (это аналог гиперссылок, только с возможностью корректировки связей в процессе работы системы каждым абонентом). Кроме этого, такой подход позволяет "дробить" информацию, что уменьшает время ожидания загрузки файлов (что немаловажно для Рунета: плохие каналы связи). Предложенная структура позволяет сформировать "коллективный разум" экспертов и абонентов, заинтересованных в создании и развитии ресурсов Открытой Библиотеки. Более подробно о разработке электронной библиотеки, ее структуре и функциях можно ознакомиться в статье "Электронная библиотека УНЦ "Механика.Математика" (http://www.math.rsu.ru/library/doc/sap/el_bibl.txt). 3. Клубы, конференции, форумы и т.д. по различным проблемах науки и техники. Это интерактивная система для обсуждения различных проблем, как экспертами (библиотечными и научными работниками) и абонентами системы, так и простыми пользователями. В них можно обсуждать любые проблемы, связанные с работой "Открытой Библиотеки". Основная их цель: расширение возможностей и устранение найденных ошибок в программном обеспечении системы. Администратор при необходимости или по запросам абонентов может вводить новые "форумы" или "залы" конференций, если возникшая проблема этого требует. Общая информационно-поисковая система (ИПС) позволяет найти требуемую информацию в любом из разделов ИСС. Поиск осуществляется по оглавлениям, с применением различных сортировок информации в каталогах или по ключевым словам и содержанию. Более подробно см. в описании ЭБ. Система поиска использует индексный принцип и позволяет объединять информацию из ЭБ, находящихся на различных серверах сети Интернет (если они связаны с ИСС). Связь может осуществить администратор системы или абонент, дав ссылку на этот доумент в своей аннотированной карточке или в адресе файла ИБЗ. Разрабатываемая система полностью открыта для пользователей (чтение), и экспертов (систематизация записей) и частично для абонентов (запись по уровню "компетенции"), в том числе для "надстроек", т.е. в систему могут быть включены любые интерактивные разработки или исполняемые файлы. Это можно осуществить в виде ссылок в гипертекстовых файлах, помещаемых в ИСС или в меню (оглавлении) системы. Предложенный подход облегчает осуществление Интернет-публикаций материалов, обеспечивает требуемую систематизацию и каталогизацию информации и позволяет в дальнейшем, после накопления достаточных знаний в системе, разработать интерфейс и сформировать на базе ИСС консультативно- справочную систему. Предложенный комплекс может быть использован для формирования корпоративной библиотечной системы, которая будет иметь общую систему каталогизации. Т.е. можно сформировать "надстройку" над системой, которая будет собирать и систематизировать индексные массивы каталогов "Открытых Библиотек" разного функционального назначения (областей знаний) или терреториального расположения. В дальнейшем предусматривается возможность построения на базе разрабатываемого комплекса универсальной экспертной системы под условным названием "ЗНАНИЯ". Концепция создания и основные возможности такой системы были доложены на Международной научно-технической конференции "Информационные технологии в моделировании и управлении", С-Петербург,1996 (http://www.math.rsu.ru/library/doc/ovtm/1-SAP/st_str.txt) и реализованы в универсальном программно-аппаратном комплексе, см. жуpнал "Пpогpаммные пpодукты и системы",N3,1997(http://www.math.rsu.ru/library/doc/sap/stroit.txt). Эвристическую информацию (математические модели обработки информации) от специалистов, занятых различными проблемами науки, техники, обучения, библиотековедения и т.д. можно будет передавать на сервер ИСС по сети Интернет. Такой подход позволит решить задачу "интеллектуализации" компьютера, за счет "коллективных знаний": будет создан совместно обучаемый "компетентный помощник" для библиотечных работников и "электронный советник" для пользователей. Его можно будет использовать для исследований и дистанционного обучения. Он сможет развиваться за счет использования постоянно увеличивающегося "багажа" знаний и возможностей сети Интернет.